9pkWHqBg3io

На днях в Издательском Доме «Логос» увидела свет книга доцента Казанской православной духовной семинарии, лауреата Макариевской премии Анатолия Михайловича Елдашева «История Казани в лицах».

Как в предисловии к книге пишет сам автор, у него в течение 2010 – 2015  годов в различных Российских и Казанских изданиях вышла серия статей и очерков под условным названием «Лица истории», сквозным стержнем через которые проходит наш город. С Казанью связаны судьбы героев, людей прошлого и настоящего.

Серия начинается со святителя Гурия Казанского, немало положившего молитвенных сил для укрепления Православия в земле Казанской и с патриарха Московского и всея Руси Гермогена, героя Смутного времени начала XVII века. Своими свободолюбивыми письмами Патриарх Гермоген поднимал с колен русский народ, призывая его к освободительной борьбе против иноземцев. А начинал он в Казани, в 1589 году был назначен митрополитом на Казанскую кафедру. В 2014 году этому событию исполнилось 425 лет.

Крупными церковными фигурами Казани XIX века были доцент Казанской духовной академии, будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и игуменья Казанско-Богородицкого женского монастыря, иконописец Мария (Мандрыка). Автору было интересно проследить путь их духовного формирования и становления.

Осенью 2013 года исполнилось 180 лет со дня пребывания в нашем городе великого Пушкина. Город жил в ожидании этого знаменательного юбилея. Прошло много культурных мероприятий. Начал оживать дом профессора Карла Фукса, который посетил поэт. В этом доме впервые спустя почти два столетия прозвучали духовные стихи.

Автор посвятил несколько статей крупному профессору Казанской духовной академии и Казанского Императорского университета Николаю Федоровичу Катанову.

Поэтому в этих статьях наша боль и печаль.

Ивану Семеновичу Кривоносову и его супруге Екатерине Александровне город обязан строительством одного из символов Казани – величественной 74-метровой колокольни Богоявленского собора. Но беспамятные потомки разрушили, построенную им богадельню, предназначенную для сирых, убогих, увечных. В этом же ключе и исследование А.М. Елдашева о первом православном священнике из кряшен отце Василии Тимофееве.

Печалью о порушенной старой Казани наполнен очерк «Город – призрак».

В преддверии 100-летия Первой мировой войны автор поставил вопрос о сооружении на Арском некрополе памятного знака героям-землякам, погибшим на полях брани Великой войны, Второй Отечественной и даже Великой Отечественной войны, как её называли тогда наши предки.

На страницах книги читатель найдет любопытные сюжеты о людях XX века, олицетворяющих две силы, два вектора развития страны – о Ленине и о Распутине.

В конце 2013 года автор лично познакомился с патриотом страны, государственником, генерал-лейтенантом, директором Российского института стратегических исследований Леонидом Петровичем Решетниковым и его работами «Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадежности» и «Русский Лемнос». Поэтому автор не мог пройти мимо их аналитического осмысления.

За последнее время историческая наука нашего города понесла значительный урон. Безвременно ушли из жизни Георгий Фролов († 4 августа 2010), Петр Старостин († 3 июля 2012), Евгений Липаков († 4 июля 2012), Александр Юртаев († 5 августа 2013), Дамир Шарафутдинов († 7 февраля 2014). Публикации в книге «История Казани в лицах» – дань их памяти.

Особым светом в книге освещены страницы встреч автора с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во время присуждений Макариевских премий 2 ноября 2009 г. и 7 февраля 2012 г.

В конце книги приведены размышления о российской истории, о предназначении и ответственности историков, об их влиянии на современные политические и нравственные процессы, дается развернутое интервью о развитии православия в Казанском крае.

Автор умышленно не скорректировал свои прошлые публикации, а привел их в книге такими, какими они были опубликованы несколько лет назад. Пусть читатель сам сравнит те перемены в ту или иную сторону, которые произошли после их публикации.