Проповедь магистранта 2 курса Казанской православной духовной семинарии Сергея Павлова на всенощном бдении 14 апреля 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодняшний воскресный день мы с вами именуем «Антипасхой» или иначе говоря – «Фоминым воскресеньем». На первый взгляд, само наименование «Антипасха» может многих из нас ввести в недоумение, поскольку приставка «-анти» на подсознательном уровне говорит нам о нечто противоположном.  Однако если быть более корректным, в переводе греческого слова «анти», мы увидим с вами слово «вместо», т.е. «Антипасха» – это «вместо Пасхи». Пройдя Светлую седмицу, мы с вами не расстаемся с пасхальной радостью, поскольку это еще одна Пасха, это еще одна встреча со Христом. Каждое последующее воскресенье, в течение года, является напоминанием о Светлом Христовом Воскресении и, по сути, каждый воскресный день – это есть Антипасха.

Так же эти дни мы именуем неделей апостола Фомы. Мы вспоминаем те события, когда один из учеников Спасителя, апостол Фома решил воочию убедиться в воскресении Господа, не только увидев Его Самого воскресшего, но и язвы и раны Его: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25), говорится в святом Евангелии. К сожалению, не все правильно понимают смысл этих слов. Часто приходится слышать, что человека неверующего в Бога или недоверчивого к людям, ассоциируют с «Фомой неверующим». Церковное понимание этого события совсем иное. Апостол Фома проявил вполне естественное человеческое желание, убедиться в воскресении на очевидном свидетельстве, путем осязания, что является для человека самым убедительным восприятием реальности. Он не был ни малодушным, ни маловерующим, но имел доброе сомнение, что его любимый Учитель, который был распят и погребен, якобы воскрес. Его не было среди других учеников, которые видели воскресшего Спасителя, поэтому и он чаял эту встречу с Богом, чтобы восполнить Пасхальную радость о Христе, и апостол Фома получает то, чего так ждал: явившийся Христос сказал ему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20:27). И тот в свою очередь сразу исповедовал Его, как Бога, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

«Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует…», — говорит нам святитель Феофан Затворник[1]. Таковы события в жизни каждого христианина должны воображаться не только умом, но и переживаться самим делом. И апостол Фома благодатью Божией стал ревностнее и неутомимее, обойдя, с проповедью благовестия о Воскресшем Господе, дикие народы. Согласно церковному преданию, он основал Церкви в таких землях, как: Палестина, Месопотамия, Парфия, Эфиопия и Индия. За  свое проповедническое служение он претерпел гонения, заключения, пытки и мученическую смерть.

Поступок апостола Фомы, призывает нас быть ответственными, призывая осознанно и рассудительно идти за Христом, жить в Нем и размышлять о Нем не безумно, как это часто бывает по отношению к Богу и близким. Господь ждет наши вопросы, и Он готов прислушаться к нам и развеять все наши сомнения. Может нам и кажется, что апостол Фома был нетактичен по отношению ко Христу, проявив сомнение, однако же он был искренен и честен. Порой нам не хватает этой искренности и честности, проявляя смущение, например, когда мы боимся подойти с вопросом к ближнему или священнику, решив, а вдруг они подумают, что я маловерный. И таким образом накапливая в себе эту неправду, делаем из себя людей незнающих ни себя, ни наших близких.

Возлюбленные во Христе, дорогие отцы, братья и сестры, давайте же вознесем наши молитвы, дабы Господь даровал всем нам истинную живую веру. Поскольку настоящая вера исходит не от человека, а от Бога. Будем вместе учиться доверять Господу и исполнять Его заповеди. Постараемся получить ту пасхальную радость, которая посетила учеников Спасителя. А святой апостол Фома успокоит нас в том, что на каждый искренне заданный наш вопрос мы получим от Него ответ. Аминь.

Источники и литература:

  1. Библия // Синодальный перевод., 2003. – 1178 с.
  2. Иоанн Златоуст, свт. Spuria. Т.12. М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2010. – 546 с.
  3. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года. – М.: Правило веры, 2009 г. – 402 с.
  4. Феофилакт Болгарский, блж. Святое Евангелие с толкованием текста. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2013. – 823 с.

[1] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года. М., 2009. С. 97.