lnj-aCV7Q24

 

Слово митрополита Волоколамского Илариона в Благовещенском соборе Казанского Кремля в Неделю пятую Великого поста.

Ваше Высокопреосвящество, владыка Анастасий, Ваше Преосвященство, владыка Мефодий, дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Прежде всего, хотел бы всем вам передать благословение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По благословению Святейшего Патриарха весь этот год в нашей Церкви будет посвящен памяти 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Торжества пройдут во всех митрополиях Русской Православной Церкви, и Татарстанская митрополия является первой, в которой эти торжества сейчас начались и происходят.

Для нас память святого равноапостольного князя Владимира обладает особой значимостью. Это священная для нас память. Святой князь Владимир был крестителем Руси. Благодаря ему вера христианская, вера православная пришла на нашу землю. И поэтому мы с любовью и благоговением почитаем его как равноапостольного князя, потому что в своих трудах он уподобился апостолам, которые по всей земле пронесли весть о Воскресении Христовом.

Господь наш Иисус Христос очень недолгое время пробыл на этой земле, но этого было достаточно, чтобы раз и навсегда изменить весь ход человеческой истории, потому что до того, как Бог воплотился, до того, как Бог стал Человеком, люди знали Бога только издалека — они боялись Бога, они трепетали перед Богом, они молились Богу, но они никогда не могли себе представить, что Бог может быть таким близким к человеку.

Когда Бог являлся Моисею на горе Синай, то Моисей специально сходил несколько раз к людям по повелению Божию, чтобы им сказать: «Не подходите к этой горе, не прикасайтесь к ней, вы должны стоять далеко». И только Моисей как избранник Божий был удостоен взойти на гору для того, чтобы общаться с Богом, для того, чтобы получить от Него заповеди, и потом эти заповеди передать людям.

В Новом Завете все происходит совсем по-другому. Вот у вас на западной стене храма изображена Нагорная проповедь и мы видим, как Сам Господь Иисус Христос — Воплотившееся Слово Божие — сидит на вершине горы, а рядом с Ним сидят люди. Никто не отсечен, никому не сказано, что вы не должны входить на гору. Все, кто захотели, последовали тогда за Господом, все, кто захотели, услышали тогда Его святое слово и это слово продолжает звучать для нас сейчас в Церкви. И всякий раз, когда мы приходим в храм Божий на Божественную литургию, Господь приглашает нас на эту гору, чтобы мы услышали Его слова. И Господь никогда не говорит тому или иному человеку: не приходи или не прикасайся. Потому что все мы призваны, всем нам открыт доступ к Господу. И не только к тому, чтобы услышать Его слова, но и к тому, чтобы принять внутрь себя Самого Господа, потому что за Божественной литургией мы причащаемся Святых Христовых Таин, и мы принимаем в себя не только хлеб и вино, не просто освященные хлеб и вино, не просто хлеб и вино, которые в память о Тайной вечере предлагаются верующим, но мы принимаем в себя «вместообразное Тело и Кровь Христовы», как сегодня мы читали в молитве на Литургии Василия Великого. Иначе говоря, под образом хлеба и вина мы принимаем в себя Тело и Кровь Самого Господа воплотившегося, пострадавшего и умершего ради нас, для спасения нас от грехов и для того, чтобы открыть нам путь в Царство Небесное.

С тех пор, как Господь воплотился, с тех пор, как он пришел и жил среди людей, этот путь открыт для всех нас. И потому мы с особым благоговением в эти великопостные дни, приближаясь к Страстной седмице, молимся Господу, пострадавшему за нас и распятому, о том, чтобы Он укрепил нас на нашем жизненном пути, о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, о том, чтобы Он пребывал с нами, чтобы он благословлял нашу Церковь, наши семьи, наши труды, и о том, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, исполнялись той Божественной благодати и тем Небесным светом, который проистекает от Самого Источника Жизни — Господа нашего Иисуса Христа. Всего этого мы были бы лишены, всего этого мы не имели бы, если бы не святой равноапостольный князь Владимир, который подобно апостолу Павлу был просвещен Божественным светом и которого Господь избрал для того, чтобы просветить этим светом Христовой Истины нашу Русскую землю. И с тех пор на протяжении вот уже более тысячи лет Православие озаряет нашу землю своим светом. С тех пор вот уже более тысячи лет Господь особые милости Свои и щедроты изливает на наш народ. Через Пресвятую Богородицу, через Ее чудотворные иконы, в том числе, через Ее чудотворный Казанский образ.

Мы молимся в эти дни Господу о том, чтобы Он укрепил нашу Церковь, о том. Чтобы Он укрепил наше Отечество, чтобы никакие внешние враждебные силы не поколебали наше Отечество и не поколебали в нашей стране веру Православную. И мы знаем, что в нашей стране бок о бок с православными людьми живут люди других вероисповеданий и Господь призывает нас быть в мире со всеми людьми. Словами святого апостола Господь говорит, что мы должны быть в мире со всеми, для того, чтобы вместе идти по пути к Царствию Божию. Господь указал нам этот путь, но Господь заповедал нам ни с кем не враждовать, всех любить. И для тех, кто, как вы, в этом регионе нашей страны, живете среди людей, исповедующих иную веру, это особая миссия — являть людям свет Христовой Истины, являть людям то, чем Господь заповедал нам быть, когда сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, Который на Небесах». Если мы хотим кого-то в чем-то убедить, если мы хотим кого-то убедить в том, что Христос поистине воскрес, что Христос продолжает жить среди нас, то мы это можем сделать не словами, не проповедью, а нашей жизнью и нашими делами. К этому Господь призывает всех нас и каждого из нас.

Я хотел бы всем вам, дорогие братья и сестры, пожелать твердо и крепко хранить святую Православную веру. Читайте Евангелие, вслушивайтесь в слово Господа нашего Иисуса Христа, в слово, которое обращено к каждому из нас. Любите храм Божий, старайтесь по возможности как можно чаще причащаться святых Христовых Таин для того, чтобы соединяться с Господом духовно и телесно, и тогда милость Божия, благодать Божия и помощь Божия будет со всеми нами.

Источник