Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово в день Сретения Господня. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое (Луки 2,29). «Так возгласил, пред исходом жизни своей святый старец Симеон, взяв на руки сорокадневного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, Которого по обычаю закона, сохраняющегося и у нас, принесла Пресвятая Дева Мария во храм. Радостно держал он на руках своих Содержащего всю тварь; радостно смотрел старец Симеон на близкую кончину свою, потому что на руках своих видел Того, Кто обнадеживал его в безопасности и блаженной жизни и по смерти. Но не завидуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем свое счастье, поднять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, братия, чая Его; и не один раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные, что я говорю о причащении животворящих Таин тела и крови Христовой? Да, мы имеем большее счастье, чем св. Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Жизнодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа в последствии времени, во вся дни до скончания века, будут поднимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем. Не на руках только, говорю, потому что священннослужащие, совершающие Божественную литургию, и на руках своих подъемлют Его во время каждой литургии дланями своими, а потом — о, безмерная милость — заключают Его в объятиях сердца своего! О, Иисусе, Сыне Божий, бездна благости и щедрот! Как Ты не опаляешь нас нечистых сердцем и устами, всегда недостойных Твоих пречистых и животворящих Таин? Но, что я говорю? Ты и опаляешь наше недостоинство, когда мы не принесем Тебе, возлежащему на престоле, твердой и непоколебимой веры и сокрушения сердечного, но и тотчас же оживотворяешь и успокояешь и радуешь, когда исправимся от недуга сомнения и маловерия, ибо Ты — Истина и не попустишь быть в нас ненаказанно и одной малейшей тени сомнения. Итак, мы подъемлем Господа, как Симеон, на руках своих каждую литургию, а вы, по крайней мере большая часть из вас, уподобляетесь счастия подъять Спаса своего только раз или несколько раз в год, и то всегда ли после достойного приготовления к этому? Дай Бог, чтобы все приступали к столь страшному таинству с должным приготовлением. Надобно удивляться маловерию и холодности христиан ко Христу, Жизнодавцу и Господу своему! Источник бессмертия течет ежедневно: приходи, приготовясь, и пей — тем более что многие больны и духом и телом, имеют и времени свободного не мало, а многие и в праздности проводят его. И что же видим? Не смотря на то, что все чувствуем на душе своей бремя грехов и страстей, свою виновность, свое окаянство пред Богом, свое бессилие в борьбе со страстями — не приходим ко Господу предлагающему Себя ежедневно в снедь верным и готовому явить всякую помощь труждающимся и обремененным. Мы видим, и то не всегда, пиющими от бессмертного Источника почти одних младенцев бессознательных; да и тех иногда — увы! — подносят к св. Таинам не отцы, не матери, не кормилицы, не бабушки, а взятые, как говорится, с ветру женщины, иногда нищие. Что за невнимание к величайшей святыне! Господи, Жизнодавче, Спасителю! До чего мы дожили? Ты ежедневно выходишь в сретение нам во вратах храма Своего, а мы отвечаем Тебе равнодушием и даже самым несмысленным небрежением. Доколе терпишь неправды наши, холодность нашу, безчувственность нашу, гордость нашу? Долготерпит на нас, братия, Господь, не хотя да кто погибнет на веки, но да если в покаяние приищут (2 Петр. 3. 9), да обратятся рано или поздно от бесчувствия своего. Так, большая часть христиан холодно встречают Господа во храме — в Его св. Таинах, редко приступают к св. Таинам — вкусить Господа своего, но по крайней мере, хоть бы в болезни своей, или пред смертию своею, как Симеон, желали все с радостью поднять Господа и увидеть Его, Спасение. Нет: многие бегают от Него и въ болезни и, когда им предлагают безсмертную пищу и питие и вместе всеисцеляющее врачевство тела и крови Жизнодавца, откладывают до будущего времени, которым не могут располагать наверное, потому что жизнь наша во власти Божией; многие имеют тайную мысль, что причащаются только будто-бы пред смертию. Христе Боже! не сказал ли Ты Своими пречистыми устами, что Ты пришел на землю для того, чтобы люди имел и жизнь, и с избытком имели, а не для того, чтобы губить их? «Не прииде Сын человеческий душ человеческих погубите, но спасти» (Луки 9, 56) «Аз приидох, да живот имут, и лишне имут» (Иоан. 10, 10). И во св. Таинах не всем ли, принимающим их с верою, даруешь жизнь? Не часто ли Ты чудно исцеляешь болезни? Не всегда ли разрешаешь и очищаешь нас от грехов? Доколе же мы будем неразумны, маловерны и слепы. А с какою радостью сказал бы каждый из нас пред смертию после достойного принятия св. Таин Твоих: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, из кратко-временного суетного века сего, яко видесте очи мои спасение Твое, здесь в начатках, да надеюсь, что увижу его совершившимся и там — в вечности. Теперь, аще и пойду посреди сени смертные, не убоюся зла: Ты со мною еси (Пс.22,4). Приими дух мой с миром. Но вот, братия, придет Сретение Господне для всех людей – для христиан, иудеев, мусульман и язычников, т. е. для всего рода человеческого; если вы не научились здесь встречать Его кроткого и смиренного, как встретить Его в непреступной славе? Где тогда окажемся мы? Где окажусь я со своим нынешним небрежением и холодностью к Господу? Сыны царствия не будут ли изгнаны во тьму кромешнюю, где будет вечный плач и скрежет зубами (Матф. 13, 42)? Апостол говорит, что это будет. Как мы убежим, т.е. от будущих мук, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися? Братия! чтобы встретить нам радостно Господа во второе, славное Его пришествие, научимся встречать Его здесь ежегодно в праздник Сретения и во все праздничные и воскресные дни, и особенно во св. Таинах, т.е. будем с великою верою и сердцем сокрушенным и смиренным приступать к св. Чаше. Для тех, которые обыкли достойно встречать Его здесь, в нынешнем веке, не страшно будете и сретение Его во второе и славное Его пришествие. Боже! Хотяй паки приити судити вселенной правдою, благоволи и мне узрести Тя на облацех Судию и Бога моего, да безконечно славословлю и воспеваю Тя со безначальным Твоим Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь». |
|