Возвращение Всеблаженной

1/14 сентября, в день церковного новолетия, Русская Православная Церковь совершает празднование иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Паммакариста или «Всеблаженная» (если быть более точным – «Всеблаженнейшая», однако вариант «Всеблаженная» прижился и получил всеобщее распространение).

Судьба этой чудотворной иконы удивительна и напрямую связана с Казанью. История появления в нашем городе этой иконы такова. После неслыханного святотатства – кражи первоявленного образа Казанской иконы Божией Матери в 1904 году, известие об этом трагическом событии распространилось не только по всей России, но и за ее пределами, и стало известным во всем православном мире, что говорит о поистине вселенском почитании Казанского чудотворного образа.

Горячо к сердцу принял потерю этой святыни и Константинопольский патриарх Иоаким III – давний друг России, немало сделавший для сближения Русской Церкви с Константинопольским Патриархатом. Чтобы доставить хотя бы некоторое утешение жителям города Казани, он повелел написать точный список с находящейся в константинопольском патриаршем храме святого великомученика Георгия иконы Богоматери Паммакаристы – наиболее почитаемой древней иконы, оставшейся в Константинополе после многих разграблений и опустошений города.

Патриарх Иоаким III

В 1905 году патриарх Иоаким передал эту икону в Санкт-Петербург – митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому), первоприсутствующему члену Святейшего синода, в прошлом инспектору и доценту Казанской духовной академии, с просьбой переслать ее в дар Казанскому Богородицкому монастырю.

Для митрополита Антония Казань была родным городом, где прошла важная часть его жизни. В 1866 году Александр Васильевич Вадковский – выпускник Тамбовской духовной семинарии – приехал в Казань, чтобы поступить в духовную академию, которую успешно окончил в 1870 году и был оставлен преподавателем на кафедре пастырского богословия и гомилетики. В 1872 году, в возрасте 26-лет, он женился на Елизавете Пеньковской. Это был весьма незаурядный поступок, так как его невеста была тяжело больна туберкулезом. У молодых супругов родилось двое детей.

Однако по прошествии немногих лет семейная идиллия рухнула – сначала в 1879 году умирает Елизавета Вадковская, а в 1882 году – одна за другой – и их малолетние дочери. Молодой ученый, статский советник, у которого благополучно складывалась карьера, мог бы вступить второй раз в брак, однако он избирает для себя иной путь служения Богу и Церкви.

Митрополит Антоний (Вадковский)

4 марта 1883 Александр Вадковский был пострижен в монашество архиепископом Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) с именем Антоний, 6 марта рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем.

8 ноября 1884 он становится инспектором Казанской духовной академии, после чего его церковная карьера стремительно идет вверх. В течение 16 последующих лет он занимал должности инспектора Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, ректора Санкт-Петербургской духовной академии, в 1887 был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, в 1892 году назначен на самостоятельную Финляндскую кафедру и стал присутствующим в Святейшем синоде, в 1898 году назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и членом Святейшего синода, а с 1900 года до своей смерти в 1912 году являлся первоприсутствующим членом Святейшего синода.

Даже занимая высший пост в церковной иерархии, митрополит Антоний всегда с теплотой вспоминал Казань, где его жизнь совершила столь крутой и неожиданный поворот, поэтому неудивительно, что образ Божией Матери «Паммакариста», написанный по повелению Патриарха Иоакима, был им незамедлительно передан в Казанско-Богородицкий монастырь.

Казанско-Богородицкий монастырь

В знак признательности за переданный в Россию ценный дар, а также в знак признания заслуг и авторитета как православного богослова и церковного деятеля патриарх Иоаким III в 1905 году был избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

Присланная в Казань икона Божией Матери Паммакариста была написана на деревянной доске в традициях древнегреческой иконописи. Поскольку оригинальная икона сделана из мозаики, список отражает мозаичную структуру оригинала; ее размеры – 93 сантиметров в высоту и 63 сантиметров в ширину.

В России икона Богоматери Паммакариста была принята с великими почестями, фактически заняла место похищенной святыни и прославилась многочисленными чудотворениями. В те дни газеты писали: «Икона сия несколько восполнила потерю чудотворной явленной иконы, понесенную обителью и православными жителями города Казани». Этот драгоценный дар Вселенского патриарха в России стали называть по-русски – Всеблаженная.

В день празднования памяти этой иконы в Казань стекалось множество богомольцев, перед ней непрестанно служились молебны и совершались акафисты, паломники благоговейно прикладывались к образу Паммакаристы. Перед этим чудотворным ликом люди молились о мире и счастье в семейном кругу, о защите от бед и напастей, об утешении в скорбях. За весьма непродолжительное время икона стала одним из самых известных и почитаемых Богородичных образов в России.

Икона Божией Матери «Всеблаженная»

Икона Божией Матери Паммакаристы находилась в Казанско-Богородицком монастыре вплоть до его закрытия, а затем была перенесена в Петропавловский собор. Но после закрытия этого храма следы чудотворного образа считались утраченными. По каким-то причинам ее не перенесли в церковь Ярославских чудотворцев, как многие другие святыни Казани, и с 30-х годов прошлого столетия о судьбе Паммакаристы православные верующие ничего не знали. В Никольском соборе Казани сохранился лишь список с чудотворного образа.

На протяжении многих лет исследователи церковной истории Казани не оставляли попыток найти ее в российских и зарубежных музеях или в частных коллекциях. И лишь недавно им улыбнулась удача – икона была найдена совсем недалеко от того места, откуда она пропала в годы богоборчества. Ларчик просто открывался – все это время чудотворная икона Божией Матери «Всеблаженная» находилась в фондах Национального музея Республики Татарстан и хранилась там, что называется, под грифом «секретно». Она не только не выставлялась в рамках постоянной экспозиции, но даже никогда не была представлена на выставках, на которых демонстрировались многие предметы церковного искусства, хранящиеся в запасниках музея.

И только в прошлом году – во время съемок документального фильма «Первоявленная» о Казанской иконе Божией Матери, у исследователей впервые появилась возможность воочию увидеть и запечатлеть чудотворный образ «Всеблаженной». На оборотной стороне иконы сохранилась дарственная надпись Константинопольского патриарха Иоакима, которая гласит: «Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому и предстоятелю Святейшего Синода российского, господину Антонию. Преосвященнейший о Христе собрат! И мы до глубины сердца были поражены страшным и неслыханным святотатственным похищением святой Казанской иконы Богоматери. Поэтому, желая со своей стороны доставить благочестивым христианам некоторое утешение в невознаградимой утрате, мы велели написать настоящий верный во всем по виду и по размеру список с иконы Богоматери «Всеблаженной», находящейся в почитаемом всеми у нас патриаршем храме святого великомученика Георгия Победоносца, – единственной, оставшейся у нас от различных разграблений и издревле почитаемой иконы патриаршего храма; каковой список и посылаем для поставления, если соблаговолите, вместо похищенного, священного и почитаемого сокровища. Господь же Спаситель наш молитвами Своей Матери да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякой благодатию и милостию. Написано в патриархии 29 мая 1905 года».

Сегодня мы публикуем эти снимки с дарственной надписью патриарха Иоакима на греческом языке – сомнений нет, перед нам святой чудотворный образ Божией Матери «Всеблаженной» («Паммакаристы»). Остается выразить надежду на то, что в ближайшее время эта святыня будет передана ее законному владельцу – Казанской епархии Русской Православной Церкви.

Источник