ПОЛОЖЕНИЕ

об установлении минимального объема контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимального объема занятий лекционного и семинарского типов при  организации образовательного процесса

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный  объем занятий лекционного и семинарского типов при  организации образовательного процесса в Казанской православной духовной семинарии (далее — Семинария).

1.2. Положение разработано на основании:

— Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

— Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 124;

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

— Положения об организации учебного процесса в Казанской духовной семинарии;

— Устава Семинарии.

1.3.   Учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем.

1.4.   Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя занятия лекционного типа, и (или) занятия семинарского типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся. При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем. Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.

1.5.   В учебном плане образовательной программы контактная работа обучающихся с преподавателем разделяется по видам учебных занятий. Часы, выделяемые на контактную работу обучающихся с преподавателем, указываются в учебном плане образовательной программы и рабочей программе дисциплины.

 

  1. Формы и порядок реализация контактной работы

2.1.   По образовательным программам могут проводиться учебные занятия следующих видов, включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости:

— лекции и иные учебные занятия, предусматривающие передачу учебной информации преподавателем обучающимся (далее — занятия лекционного типа);

— семинары, практические занятия,  практикумы,  лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия (далее вместе — занятия семинарского типа);

— курсовое проектирование (выполнение курсовых работ) по одной или нескольким дисциплинам (модулям);

— групповые консультации;

— индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся (в том числе руководство практикой).

Контактная работа может охватывать иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую и индивидуальную работу преподавателя с обучающимися,  что должно быть отражено в ОПОП  ВПО.

2.2.   Цель организации контактной работы – обеспечение качества профессиональной подготовки выпускников Семинарии по направлениям подготовки (специальностям), позволяющее выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности.

2.3.   Качество освоения ОПОП обучающимися оценивается преподавателями Семинарии в ходе контактной работы посредством:

— текущего (в течение семестра) контроля за успеваемостью;

— промежуточной аттестации обучающихся (период сдачи зачетов и экзаменов);

— итоговой аттестации выпускников.

2.4.   Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.

Аудиторная контактная работа обучающихся с преподавателем – это работа обучающихся по освоению образовательной программы, выполняемая в учебных помещениях образовательной организации (аудиториях, лабораториях, компьютерных классах и т.д.) при непосредственном участии преподавателя.

Внеаудиторная контактная работа обучающихся с преподавателем – это работа обучающихся по освоению образовательной программы вне времени, отведенного на учебу в помещении Семинарии, когда взаимодействие обучающихся и преподавателя происходит на расстоянии с помощью  средств  Интернет-технологий или других, предусматривающих дистанционное взаимодействие

2.5.   Для проведения занятий семинарского типа, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, формируются учебные группы обучающихся численностью не более 25 человек из числа обучающихся по одному направлению или специальности. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным направлениям подготовки и (или) специальностям.

2.6.   При проведении лабораторных работ и иных видов практических занятий учебная группа может разделяться на подгруппы. Для проведения практических занятий по языковым дисциплинам и физической культуре формируются учебные группы численностью не более 15 человек.

2.7.   Для проведения занятий лекционного типа учебные группы по одному направлению или специальности могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один поток учебных групп по различным направлениям и (или) специальностям.

2.8.   В процессе реализации контактной работы предусмотрено применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества.

2.9.   Семинария до начала обучения по образовательной программе формирует расписание учебных занятий в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса. Учебное расписание составляется на каждый семестр, размещается на информационных стендах Семинарии и в локальной сети Семинарии. Расписание консультаций по дисциплинам, курсовым проектам и работам составляется кафедрой на один семестр с учетом учебного расписания занятий и размещается на информационных стендах и в электронной образовательной среде.

Максимальные объемы контактной работы преподавателя с обучающимися и занятий лекционного типа в неделю при освоении дисциплин (модулей)  устанавливаются основной образовательной программой с учетом требований образовательного стандарта. В указанный объем не включаются учебные занятия по физической культуре (физической подготовке). При обучении по индивидуальному учебному плану максимальный объем контактной работы и объем занятий лекционного типа в неделю устанавливается Семинарией вне зависимости от объемов, установленных образовательным стандартом.

 

  1. Объем контактной работы обучающихся с преподавателем

3.1. Минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем определяется «Положением о нормах времени для расчета  учебной и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава» Казанской православной духовной семинарии согласно индивидуальной нагрузки преподавателя.

  1. Текущий контроль успеваемости обучающихся в ходе контактной работы

4.1.   В ходе контактной работы организуется текущий контроль успеваемости обучающихся (далее – текущий контроль). Текущий контроль – это объективная оценка степени освоения обучающимися программ учебных курсов; их усилий, настойчивости, результатов в приобретении знаний, умений, навыков; соблюдения ими учебной дисциплины. Его целями являются обеспечение максимальной эффективности учебного процесса, повышение мотивации к учебе и соблюдению учебной дисциплины.

4.2.   Текущий контроль успеваемости предназначен для регулярного и систематического оценивания хода освоения обучающимися дисциплин и выполнения других видов учебной работы (практик, проектной работы, научно-исследовательских семинаров и пр.) во время контактных занятий, включая занятия, организуемые с использованием дистанционных технологий, и по итогам самостоятельной работы обучающихся.

4.3.   Текущий контроль проводится по всем видам учебной деятельности (дисциплинам, научно-методическим семинарам, научно- исследовательской работе, практикам), предусмотренным учебным планом по направлениям подготовки (специальностям), и организуется в соответствии с графиком учебного процесса в межсессионные периоды. Обобщение результатов текущего контроля по дисциплинам (модулям) для обучающихся очной формы обучения проводится в период контрольных недель.

4.4.   По образовательным программам проводится контактная работа, направленная на проведение текущего контроля успеваемости:

— семинары, практикумы (практические занятия), лабораторные работы, коллоквиумы;

— курсовые работы (проекты), в том числе по одной или нескольким дисциплинам (модулям).

Текущий контроль успеваемости проводится также по самостоятельной работе обучающихся.

4.5.   Текущий контроль должен учитывать основные компоненты учебного процесса:

— выполнение обучающимся всех видов работ, предусмотренных программой курса (в том числе ответы на семинарах, коллоквиумах, при тестировании;

— подготовку докладов и рефератов;

— выполнение лабораторных и контрольных работ, участие в деловых (ролевых) играх и т.п.);

— активность обучающегося в ходе учебной деятельности;

— посещаемость занятий;

— научно-исследовательскую работу и т.д.

4.6.   Текущий контроль осуществляется преподавателями кафедр Семинарии, за которыми закреплены виды учебной деятельности, посредством      выставления      оценок      (зачетов)   и       учитывать приобретение обучающимися соответствующих компетенций.

4.7.   Формами текущего контроля могут выступать домашние задания, контрольные и самостоятельные работы, рефераты, эссе, коллоквиумы, лабораторные работы, курсовые проекты и другие формы текущего контроля по решению преподавателя, ответственного за реализацию дисциплины.

4.8.   Преподаватели должны информировать обучающихся о результатах текущего контроля не позднее 10 рабочих дней после проведения мероприятия текущего контроля. Для информирования могут быть использованы различные каналы коммуникации, в том числе электронные.