В 2012/2013 учебном году в Казанской духовной семинарии начал действовать церковно-исторический профиль магистратуры. О первом наборе учащихся, научной работе и планах рассказывает священник Антоний Ермошин, помощник проректора по учебной работе по магистратуре Казанской духовной семинарии.
источник: портал Учебного Комитета
Подготовила Ольга Богданова
— Направление «История Церкви» действует в магистратуре Казанской духовной семинарии уже год. Почему именно это направление было открыто год назад, какие цели ставило перед собой руководство семинарии?
— Планируя открытие магистратуры, руководство Казанской семинарии разработало проекты нескольких профилей, в том числе церковно-исторического. Именно он первым был одобрен Учебным комитетом при Священном Синоде и с его благословения начал действовать в прошлом году.
Можно, наверное, выделить три основные причины, благодаря которым возникла идея открытия данного профиля. Во-первых, еще в дореволюционный период Казань прославилась как крупный центр церковно-исторической науки. Всемирно известны имена историков Казанской духовной академии П.В. Знаменского, И.М. Покровского и многих других. И, несмотря на трагичную историю духовной школы в ХХ веке, Казань осталась ведущим центром развития исторической науки благодаря университету и другим научно-исследовательским центрам. С этим связано то, что в возрожденной в конце минувшего столетия Казанской духовной семинарии изучению истории изначально было отведено существенное место.
Сумев привлечь в ряды своей преподавательской корпорации ведущих университетских историков, семинария за полтора десятилетия своей новейшей истории стала местом встречи, активного взаимодействия и синтеза церковной и «гражданской» истории, базирующихся как на опыте и традициях дореволюционных Казанской духовной академии и Императорского Казанского университета, так и на достижениях в развитии гуманитарной науки ХХ – начала XXI вв.
Второй фактор – неизменный интерес семинаристов к вопросам истории. Свидетельство этому — высокая доля выпускных квалификационных работ именно исторической направленности.
И наконец, в немалой степени на этот выбор повлияла ставшая уже традиционной и широко известной ежегодная научно-богословская конференция Казанской духовной семинарии «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи». Из года в год ее церковно-исторические секции являются самыми представительными, в них с интересом принимают участие известные историки как богословских учебных заведений Русской Православной Церкви, так и светских вузов, в т.ч. зарубежных. Все это вселило уверенность, что наша семинария может обеспечить должный уровень обучения по магистерской программе «История Церкви».
— Сколько человек поступило учиться по этому направлению в первом наборе? Сколько человек планируется набирать в этом году? Ожидается ли конкурс?
— Первый набор магистратуры составили 12 человек. Собственно, мы не ставили и не ставим четких лимитов в плане количества поступающих. Но опыт первого года показал, что 10-12 обучающихся – вполне оптимальное число для учебной группы, позволяющее реализовывать индивидуальный подход в обучении, направлять и корректировать самостоятельную исследовательскую работу. В целом первый набор оказался весьма удачным. Отрадно, что научный и творческий потенциал магистрантов высоко оценивают представители университетской профессуры, осуществившие руководство значительным числом кандидатских и докторских диссертаций.
Что касается планов нынешнего года, то, поскольку вступительные испытания у нас традиционно начинаются в середине августа, пока еще сложно говорить о количестве абитуриентов. Мы надеемся, что за оставшееся время к имеющимся желающим добавятся новые.
Конечно, магистратура семинарии является, в первую очередь, прямым продолжением семинарского образования в бакалавриате и специалитете. Поэтому хотелось бы видеть в числе абитуриентов магистратуры как можно больше выпускников православных семинарий, а их не так уж и мало, тогда как на сегодняшний день лишь шесть академий и семинарий в России имеют магистратуру. В то же время мы не закрываем двери и для выпускников светских вузов, желающих получить образование в духовной школе и имеющих достаточный уровень знаний для прохождения вступительных испытаний: экзаменов по специальности «Теология» (знание Священного Писания и догматики) и профилю «История Церкви», а также собеседования на выявление уровня владения древними (латинский или древнегреческий) и современными иностранными языками.
— Можно ли говорить о некоей более узкой специализации церковно-исторического направления магистратуры, скажем, по определенному периоду истории Церкви или по определенному региону?
— Мне представляется, что пока еще рано говорить об узких специализациях: необходимо дождаться первых выпусков и первых защит магистерских диссертаций. Изначально мы не ставили перед нашими магистрантами каких-то внешних ограничителей, позволяя им вместе с научными руководителями работать над теми проблемами, которые им интересны и решение которых им кажется возможным в рамках магистерской диссертации. Но всегда это должны быть темы не поверхностного, а глубокого научно-исторического, «проблемного» характера. И предлагаемый магистрантам в рамках обучения теоретический материал призван помочь им в этом.
Хочется особо отметить, что, помимо богословских, общеисторических и специально-исторических дисциплин, важное место в учебном плане магистратуры отведено изучению древних языков (древнееврейского, греческого и латинского), иностранным языкам, которых в обязательном порядке изучается два – в целях расширения общеобразовательного и научного горизонта. Вообще значительное место отведено изучению дисциплин филологического блока. И это представляется вполне оправданным. Не будем забывать, что долгое время в высшей школе история изучалась на историко-филологических факультетах, позволяя будущим историкам получать богатое гуманитарное образование. Да и в целом, оставаясь в рамках современной науки, развивающейся в парадигме «лингвистического поворота», серьезное занятие историей немыслимо без понимания языка, его структур, особенностей его функционирования.
— Какие темы будущих работ выбрали магистранты первого набора? Что их больше всего интересует и почему? Определены ли приоритетные направления исследований?
— Выбор тем магистерских диссертаций оказался достаточно широким. Это и работы историографического характера – существенного спектра в исторических исследованиях, и изучение «истории повседневности» – молодого, но перспективного направления в современной исторической науке. Есть диссертация из области истории русской богословской и философской мысли. И конечно же, традиционная область исследования для нашей семинарии – история и современное состояние межрелигиозного диалога, в первую очередь – христианства и ислама. Приятно, что в небольшой группе обучающихся присутствует столь широкий круг научных интересов. Но, при разнообразии тем, все они связаны с Православной Церковью, их исследование является актуальным для современной церковной жизни и науки.
— Магистерская программа предполагает, с одной стороны, усвоение определенных курсов, с другой – самостоятельную научную работу. Время же всегда ограничено. Каким образом вы составляли учебный план, на что прежде всего ориентировались?
— Безусловно, первое, на что приходится ориентироваться при составлении учебного плана – это Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Теология». И, на мой взгляд, его самая положительная составляющая – возможность учебным заведениям самостоятельно формировать большую часть перечня учебных дисциплин, исходя из возможностей и приоритетов учебного заведения. Предусмотренные стандартом общие и еженедельные учебные нагрузки позволили построить процесс обучения таким образом, что ежемесячно у магистранта есть 10-12 дней, полностью свободных от аудиторных занятий, которые он может посвятить самостоятельному изучению необходимых материалов и работе над своим диссертационным исследованием. Несмотря на развитие информационных технологий, специфика исторического образования постоянно требует работы не только с Интернет-ресурсами, но и личного кропотливого труда в архивах и библиотеках. К счастью, Казань в этом отношении находится в весьма выигрышном положении, а семинария всегда находит возможности обеспечить своим учащимся доступ к архивным и библиотечным фондам различного уровня. Но, в первую очередь, в распоряжении магистрантов имеется собственно семинарская библиотека – крупнейшая в Поволжье библиотека духовной, богословской и научной литературы, унаследовавшая библиотеке Казанской духовной академии.
— Занимаетесь ли вы трудоустройством будущих выпускников? Есть ли на них «заказ» со стороны церковных организаций или светских, где будут востребованы подобные специалисты?
— Я думаю, пока рано говорить о четкой системе трудоустройства, во всяком случае, до первых выпусков магистратуры. Основную массу магистрантов первого набора составляют лица, уже совершающие свое служение в различных церковных структурах, но выразившие желание повысить свой образовательный уровень. Итоги первого года показали, что не все нашли в себе силы и возможности совмещать свое служение с обучением в магистратуре, в результате чего трое прекратили обучение, но это – естественный и закономерный процесс.
Что же касается востребованности выпускников магистратуры церковно-исторического профиля, то убежден, что она в нашей Церкви была, есть и будет. Люди, получившие основательное богословское и гуманитарное образование, обладающие навыками самостоятельной научной работы, широким кругом компетенций, жизненно необходимы сегодня духовным школам различного уровня. Кроме того, специалисты в области церковной истории всегда найдут свое место в современном обществе, исполненном внутренних противоречий. На протяжении последних лет мы все стали свидетелями целого ряда конфликтов между представителями церковного и «секулярного» сообществ. И, к сожалению, очень часто в развивавшихся дискуссиях как с той, так и с другой стороны можно было видеть узкое, рамочное, «черно-белое» мышление, находящееся в плену ложных стереотипов, предубеждений, досадной некомпетентности… Поэтому основательная интеллектуально-историческая база, коренящаяся как на верности традиции Церкви, так и на фундаменте научного и критичного мышления, представляется если не панацеей, то крепким иммунитетом перед лицом подобных вызовов времени и мира.
— Магистратуры будут открываться и в других духовных школах. Может быть, вы могли бы поделиться каким-то опытом – с какими непредвиденными трудностями столкнулись или, наоборот, где что-то получилось лучше, чем вы ожидали?
— В первую очередь, важно наладить прочную систему контактов с «внешним миром». Современные условия диктуют церковным учебным заведениям насущную необходимость не ограничиваться своими внутренними ресурсами, не бояться привлекать специалистов из светских вузов, постоянно расширять их географию. Конечно, не везде условия одинаковы. Казанская духовная семинария практически всегда встречала живой и теплый отклик в различных научных центрах при поиске специалистов, которые могли бы обеспечить запланированный учебный процесс, стать научными руководителями или консультантами наших обучающихся. Здесь особо хочется с благодарностью упомянуть профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Ю. Сухову – признанного специалиста в области истории духовного образования, которая, несмотря на свою занятость, сразу же откликнулась на предложение нашей семинарии о сотрудничестве и в течение минувшего учебного года дважды встречалась с нашими магистрантами, выступила с лекциями и провела цикл семинаров и ряд индивидуальных консультаций.
Конечно, не обходится и без трудностей. Большой проблемой всей церковной науки остается отсутствие единой базы научных исследований. Выбирая тему магистерской диссертации (а это, несомненно, важный шаг не только в учебе, но и в жизни), студент фактически действует «вслепую», всегда рискуя столкнуться впоследствии с проблемой занятости этой темы другим исследователем. Особенно остра эта проблема для тех, кто планирует в дальнейшем продолжать научную работу – в аспирантуре и докторантуре.
Другая существенная проблема – сложность активного привлечения потенциальных абитуриентов, особенно на начальном этапе. Несмотря на развитие информационных технологий, часто сведения о возможности обучения в том или ином учебном заведении проходят мимо своих адресатов. Духовные учебные заведения, к сожалению, медленно изживают свою внутреннюю замкнутость.
— С какими другими учебными заведениями (духовными и светскими) вы планируете развивать сотрудничество? Предусмотрены ли какие-то стажировки для студентов?
— Специальных стажировок для учащихся магистратуры не предусмотрено, да их и сложно уместить в двухгодичный период обучения. Но вот для научных командировок студентов (связанных с поиском источников для диссертации или участием в научных конференциях) семинария всегда старается изыскивать средства и возможности. И отрадно, что уже за первый год работы магистратуры такие поездки наших студентов имели место и дали свои результаты.
Таким образом, основными направлениями сотрудничества для нас являются приглашения внешних специалистов (в том числе из-за рубежа) для проведения занятий с магистрантами, а также различные научные конференции, в которых преподаватели и учащиеся семинарии принимают участие. Кроме неизменного сотрудничества с казанскими вузами и научными центрами, за первый год деятельности магистратуры были установлены прочные контакты с университетами Еревана и Симферополя, ученые из которых уже провели циклы занятий в стенах Казанской семинарии. Ранее я уже упоминал и о нашем активном сотрудничестве с проф. Н.Ю. Суховой из ПСТГУ. С лекциями по истории и философии науки перед магистрантами КазДС выступил доктор философских наук Г.Б. Гутнер из Свято-Филаретовского православно-христианского института. Сами магистранты приняли участие в ряде конференций, в том числе в Санкт-Петербургской духовной академии. Мы надеемся, что география подобных контактов будет расширяться. Мы всегда готовы и открыты к сотрудничеству с церковными и светскими вузами, а также с теми семинариями, кому может быть интересен и полезен наш опыт.