Всё течёт, всё изменяется. Эту закономерность заметили ещё древние. Время неумолимо уносит во тьму забвения не только людей, но и целые эпохи. Сколько властителей, мыслителей и тружеников рождала земля, и как быстро стёрлись их имена с мраморных таблиц человечества. Сколько славных событий было переживаемо народами мира, но тлеет папирус и рушатся замки. Однако иная судьба уготована угодникам Божиим.
«Сказал Господь Своим ученикам: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк 13.3). И как вечен Господь, как вечно Его Слово, так вечно живут и те потомки Адама и Евы, что соединили свою жизнь с Богом. Прежде всего, живут доброй памятью в сердцах людей. И даже смерть их носит печально – радостный характер, когда грусть разлуки соединяется с бесконечной радостью о соединении праведника со Христом.
7 октября Православная Церковь празднует столетие со дня преставления великого старца, «единого от древних»- преподобного Гавриила. Не только имя смиренного монаха, но и всё, что связано с этим именем чудесным образом дошло до наших дней.
Храм преподобного Евфимия Великого, построенный схиархимандритом Гавриилом, братский корпус – бывшие приемные покои настоятеля, хозяйственный корпус, для постройки которого старец приложил немало трудов – всё это мы можем увидеть и сегодня.
Словно оживляя события столетней давности, 7 октября воспитанники Казанской православной духовной семинарии прибыли в Седмиезерную пустынь почтить память преподобного Гавриила.
За Богослужением пели хоры Казанской духовной школы –праздничный мужской под руководством Дмитрия Александровича Никитина, а также смешанный под управлением Светланы Евгеньевны Камысбаевой.
До революции, студенты Казанской духовной академии часто ездили в Седмиезерную пустынь на исповедь и совет к благодатному духовнику. Здесь они чувствовали себя, как дома, в гостях у родного отца. С благословения старца они произносили даже проповеди в монастырском храме.
Для молодых «академиков», искавших дорогу в жизни, наверное, невозможно было найти лучшего наставника, не столько словами, сколько самим своим духовным обликом эту дорогу освещающим.
— Не столько святые нуждаются в наших молитвах, сколько мы в них. У нас есть великая радость – прибегать к честным мощам старца Гавриила. Мы можем прийти к нему в любой беде, и он, как любвеобильный отец, испросит благодатной помощи у Господа. Вложит нужный совет в наши мысли. Так не будем же пренебрегать этой милостью Божией над нами, будем должным образом почитать великих святых угодников, — обратился со словами проповеди наместник монастыря архимандрит Герман, который возглавил Литургию в этот памятный день.
Сослужили священноархимандриту настоятель Кизического монастыря г. Казани игумен Пимен, ректор КазПДС игумен Евфимий, проректор по воспитательной работе иерей Александр Тагоченков, а также воспитанники семинарии и насельники пустыни в священном сане. Поблагодарив архимандрита Германа за гостеприимство и возможность молитвенно разделить чествование преподобного духовника Казанской академии, ректор КазПДС игумен Евфимий также обратился к молящимся:
— Многие из тех, кто окормлялся у старца, впоследствии стали выдающимися иерархами и святителями Русской Православной Церкви, многие сподобились в тяжелые годы гонений мученической кончины за Христа. Исследователи жизни преподобного Гавриила и его учеников, отмечают, что ни один из его последователей не уклонились в обновленчество, достойно неся крест испытаний, выпавший на их долю. Для нас этот факт является действительно глубоко назидательным, поскольку возрождение Казанской духовной академии подразумевает возрождение не только научной школы, но главным образом возрождение тех духовных традиций, благодаря которым эта духовная школа выпускала таких светочей Православной Церкви, — сказал ректор.
«Святым духом всяка душа живится», — восклицал псалмопевец. Так и каждый христианин верит, что не для одного дня вызваны мы Творцом из небытия, и не для вечной ночи, когда будем мы спать и спать. Но для света рожден человек, для вечной весны и жизни в Духе.
Так и святой старец, разрывая покрова времени и обращаясь к каждому из нас, пишет:
«Что бывает весной? Все от былинки до высочайшего дерева, всё начинает расти, прозябать, цвести, благоухать, наслаждаться новой жизнью. Видите ли, что и растению и древу есть надежда (Иов. 14,7); всё оживает и красуется бытием новым! Воскреснут сотворшии благая в воскресение живота, а сотворшие злая в воскресение суда. Всё в будущей жизни – малейшая слеза, пролитая вами от сожаления о невинном человеке, не будет забыта, и малейшая милостыня заплатится; скрытое доброе сострадание к другому и воздыхание пред всем светом будет прославлено. А потому всякий христианин такое должен иметь рачение, чтобы жизнь препровождалась во благочестии и непорочности, если желает, чтобы жизнь сия временная переменилась на жизнь вечную, блаженную!».
Алексей Павлов, студент III курса КазПДС