Когда читал очередную статью о смысловой структуре текста, то поймал себя на мысли, что любой автор имеет в своём распоряжении достаточно скудные инструменты для передачи этой самой смысловой структуры. Собственно, их всего два: группировка смысла по абзацам и заглавия внутри текста. А можно ли это использовать в работе индивидуальных наставников? Можно и нужно.
Один из вариантов использования – разработать упражнение по работе со структурой текста.
Несколько слов об упражнениях как таковых. На мой взгляд, упражнение это основные формы работы со студентами. Они как кубики в конструкторе. Из таких кубиков состоит занятие и любое обучение. Навык формирует именно выполнения упражнений, а не занятия.
Поэтому я решил выделить на блоге отдельную рубрику для упражнений. Добавить тег и нумеровать каждое упражнение для облегчения поиска. В названии будет указана область применения.
Структура описания упражнения будет приблизительно одинаковой:
- Название. Про название я уже сказал.
- Дальше следует краткое пояснение зачем, какую цель преследует данное упражнение и что мы отрабатываем с его помощью.
- Описание упражнения – последовательность действий, небольшой алгоритм.
- Время. Сколько понадобится на выполнение.
- Материалы. распечатанная статья или документ в Word .
- Фиксация результатов.
Переходим к первому упражнению.
- 1. Название. Упражнение №1. Восстановление структуры текста.
- 2. Цель – отработать навык разбивки текста на структурные элементы.
- 3. Описание. Наставник отбирает несколько текстов с ярко выраженной структурой. Выбирает из них один текст на всех (можно, конечно, каждому свой, но это потребует больше времени и сил). Дальше по алгоритму:
3.1. Берем готовую статью. Тематику определяет тьютор исходя из интересов обучающихся.
3.2. В Word убираем все абзацы и заглавия. Получаем простой брусок текста.
3.3. Учащийся расставляет абзацы и заглавия по своему усмотрению (предупредите его, что он должен суметь обосновать свои решения).
3.4. Сравниваем результаты с оригинальными. Находим расхождения. Выслушиваем обоснования учащегося, обсуждаем, анализируем. Пытаемся понять — в чем плюсы и минусы каждого решения.
- 4. Время. Засеките сколько понадобиться минут на чтение текста, умножьте на 2 и добавьте по 5 минут на защиту и обсуждение.
- 5. Материалы. Распечатанная статья (статьи) или документ в Word .
- 6. Фиксация результатов. Фиксируем интересные находки, допущенные ошибки, идеи и т.д.