Когда читал очередную статью о смысловой структуре текста, то поймал себя на мысли, что любой автор имеет в своём распоряжении достаточно скудные инструменты для передачи этой самой смысловой структуры. Собственно, их всего два: группировка смысла по абзацам и заглавия внутри текста. А можно ли это использовать в работе индивидуальных наставников? Можно и нужно.

Один из вариантов использования – разработать упражнение по работе со структурой текста.

Несколько слов об упражнениях как таковых. На мой взгляд, упражнение это основные формы работы со студентами. Они как кубики в конструкторе. Из таких кубиков  состоит занятие и любое обучение. Навык формирует именно выполнения упражнений, а не занятия.

Поэтому я решил выделить на блоге отдельную рубрику для  упражнений. Добавить тег и нумеровать каждое упражнение для облегчения поиска. В названии будет указана область применения.

Структура описания упражнения будет приблизительно одинаковой:

  1. Название. Про название я уже сказал.
  2. Дальше следует краткое пояснение зачем, какую цель преследует данное упражнение и что мы отрабатываем с его помощью.
  3. Описание упражнения – последовательность действий, небольшой алгоритм.
  4. Время. Сколько понадобится на выполнение.
  5. Материалы. распечатанная статья или документ в  Word .
  6. Фиксация результатов.

 

Переходим к первому упражнению.

  1. 1.     Название. Упражнение №1. Восстановление структуры текста.
  2. 2.     Цель – отработать навык разбивки текста на структурные элементы.
  3. 3.     Описание. Наставник отбирает несколько текстов с ярко выраженной структурой. Выбирает из них один текст на всех (можно, конечно, каждому свой, но это потребует больше времени и сил). Дальше по алгоритму:

3.1.         Берем готовую статью. Тематику определяет тьютор исходя из интересов обучающихся.

3.2.         В Word убираем все абзацы и заглавия. Получаем простой брусок текста.

3.3.         Учащийся расставляет абзацы и заглавия по своему усмотрению (предупредите его, что он должен суметь обосновать свои решения).

3.4.         Сравниваем результаты с оригинальными. Находим расхождения. Выслушиваем обоснования учащегося, обсуждаем, анализируем. Пытаемся понять — в чем плюсы и минусы каждого решения.

  1. 4.     Время. Засеките сколько понадобиться минут на чтение текста, умножьте на 2 и добавьте по 5 минут на защиту и обсуждение.
  2. 5.     Материалы. Распечатанная статья (статьи) или документ в  Word .
  3. 6.     Фиксация результатов. Фиксируем интересные находки, допущенные ошибки, идеи и т.д.

Источник