28 августа 2018 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы в храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии было совершена Божественная Литургия.
Накануне праздника, вечером 27 августа, была совершено всенощное бдение, которое возглавил первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев). Во время богослужения, на полиелее, из алтаря была вынесена Плащаница Божией Матери и положена посреди храма, где она пробудет до богослужения с чином Погребения Пресвятой Богородицы, который состоится вечером 29 августа.
Праздничное богослужение возглавил проректор КазПДС по учебной работе иерей Александр Ермолин в сослужении секретаря кафедры богословия и философии диакона Кирилла Дмитриева и преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин диакона Никиты Кузнецова.
Богослужебные песнопения исполнил смешанный семинарский хор под управлением Вероники Геннадьевны Архиповой.
В завершение Литургии отец Александр обратился к молящимся со словами проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем Успение Божией Матери. Успение, то есть блаженную кончину, переход в мир иной, смерть. И для многих «сторонних наблюдателей», для людей, далеких от Церкви, непонятно и удивительно, почему православные празднуют смерть. Если мы посмотрим на наш церковный календарь, то увидим, что в абсолютном большинстве случаев Церковь особенно выделяет не день рождения, а день смерти того или иного святого. Да, есть праздники Рождества Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, нам известен день рождения святителя Николая Чудотворца. Но в абсолютном большинстве случаев мы празднуем именно смерть святого. Почему так? Почему православные так относятся к смерти?
Для православных христиан смерть – это не конец жизни, наполненной радостью и благами мира сего, не конец всего прекрасного. Смерть для православных – это рождение в вечность. Апостол Павел писал: «для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение» (Фил.1:21) и добавлял «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1: 23-24).Успение, блаженная кончина Божией Матери — это момент ее возвращения к Своему Сыну, момент их воссоединения. «Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота» — говорится в тропаре праздника Успения. В русском переводе эти слова звучат так: «Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни».
Для Пресвятой Девы смерть не была чем-то трагическим, это не было моментом уничтожения, разделения, моментом трагедии, как это часто наблюдаешь при похоронах многих наших современников. Успение Пресвятой Богородицы — это пример идеального завершения жизни каждого православного христианина. Воссоединиться с Богом, приобщиться к Небесному Царству – что может быть прекрасней?
Но это путь и путь непростой. В день Благовещения Пресвятая Богородица сделала свой выбор в пользу очень тяжелого пути. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38) — эти слова были словами согласия со всем, что ее ждало в будущем. А ждало ее стояние у Креста, на котором с ненавистью распинали Ее Сына, то есть все то, о чем говорил праведный Симеон Богоприимец: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:34). Отсюда путь к блаженной кончине, к подлинному Успению, а не к смерти, к жизни, а не к разложению атомов – это путь, по которому должен идти православный христианин.
Пресвятая Богородица не покинула нас. «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице», то есть «при родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица» — вновь обратимся к тропарю праздника. Пресвятая Богородица не оставила нас своими молитвами «молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши».
Еще и еще раз поздравляю всех с Успением Божией Матери и желаю праведной жизни и блаженного успения.
Пресвятая Богородице, спаси нас!