9 января в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии по благословению Ректора духовной школы, управляющего Татарстанской митрополией митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия была совершена панихида, посвященная памяти преставления великого мыслителя XIX века и просветителя татар — Николая Ивановича Ильминского.
Панихиду возглавил преподаватель Казанской духовной семинарии иерей Сергий Хохлов в сослужении клириков храма и студентов в священном сане. В богослужении также приняли участие воспитанники духовной школы.

Сын священника из Перми, Николай Ильминский в двадцать лет поступил в Казанскую духовную академию, где отличился большими способностями к изучению языков. Уже в первые годы научной деятельности он активно участвовал в происходившем тогда обсуждении проблем миссионерства, работал над переводами Священного Писания на татарский язык. Не ограничиваясь кабинетной работой, он стремился к изучению татарского языка «из первых уст». На проблемах христианского просвещения татар и кряшен и сосредоточил свое основное внимание Николай Ильминский.

При переводах на татарский язык он отказался от использования татарского книжного языка с арабской графикой, как совершенно непонятного жителям глухих деревень. Книги Священного Писания и молитвословия он перелагал на разговорный кряшенский диалект и использовал при этом русский алфавит.

Созданная Ильминским Казанская крешено-татарская школа стала образцом, по которому стали создаваться подобные школы в других местах Казанской губернии и за ее пределами. В 1872 г. Ильминский стал инициатором открытия иногородческой семинарии, готовившей учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Он оставался ее директором до своей кончины. При участии Ильминского открылись в 1872 году Уфимско-Оренбургская татаро-башкирская, в 1882 году Бирская марийско-чувашская, в 1883 году Орско-Оренбургская казахская учительские школы.

Ильминский был одним из основателей миссионерского Братства святителя Гурия, открывшегося в Казани в 1867 году, и возглавил его переводческую комиссию. Он делал переводы уже не только на татарский, но и на чувашский, марийский, удмуртский и другие языки. Деятельность Ильминского была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным населением путем просвещения», под которым, в первую очередь, понималось православное христианство. Проповедуя Евангелие всем народам, Ильминский стремился приобщить нерусские народы к русской, — а через нее и к общечеловеческой, — культуре и одновременно сделать доступными для русских культурные ценности других народов России.

Именно поэтому, учитывая выдающиеся заслуги Н.Ильминского на ниве христианского просвещения, Татарстанская митрополия ведет в последние годы подготовку к канонизации великого просветителя Казанской земли и Поволжья, а студенты и преподаватели Казанской духовной семинарии пишут научные исследования по отдельным аспектам миссии Н. Ильминского. Кроме того, преподаватель Казанской духовной семинарии, настоятель казанского храма в с. Константиновка иерей Алексей Колчерин готовит к защите диссертацию на соискание степени доктора церковной истории, посвященную богословскому творчеству Н. Ильминского.

Единая заупокойная молитва духовенства и прихожан приходов Татарстанской митрополии продемонстрировала молитвенное единство многонациональной духовной семьи митрополии. Сегодня на двух десятках кряшенских приходов, которые окормляет протоиерей Павел Павлов, совершаются постоянные богослужения на языке, созданном Н. Ильминском, и поддерживаются традиции православного крященского народа. Вместе с этим совершаются богослужения на национальных языках в нескольких мордовских и чувашских приходах, где прихожане могут найти в церковной лавке изданные митрополией по благословению владыки Анастасия за последние годы Евангелия, молитвословы и другие духовные книги на языках этих народов. Скоро начнут совершаться богослужения в одном из отдаленных приходов и на удмуртском языке.

Православная паства Татарстана уповает, что грядущая канонизация Николая Ильминского сообщит новое дыхание православной миссии на Казанской земле и позволит кряшенскому народу сохранить свою историческую и духовную идентичность, которая всегда была связана с православием.