21 мая в Омске состоялось объединенное мероприятие, совместившее открытую встречу  специалистов Министерства образования, Департамента образования, московских учёных, педагогов города и области, общественников в формате II межрегиональной научно-практической конференции «Трезвенное просвещение и воспитание подрастающего поколения, молодежи: актуальные проблемы, опыт, инновации», мастер-классов, церемонии награждения лучших кураторов социально-просветительских проектов «Трезвого Омска», финального конкурса Проекта «За жизнь! За трезвую Сибирь!», сообщили «Русской народной линии» организаторы – ОРОО «Трезвый Омск».
Мероприятие прошло при поддержке Министерства образования Омской области, департамента образования Администрации города Омска, государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный медицинский университет», Омской митрополии Русской Православной Церкви. Мероприятие было призвано обратить внимание педагогической когорты на эффективные технологии профилактики аддикций, поделиться практическими наработками, которые позволяют в современных условиях достигать качественных изменений в работе с объектами профилактики. И если прошлогодний опыт данной конференции – знакомство с передовыми отечественными научными теориями, то в этом году омские педагоги щедро делились наработанными методиками в превентивной работе, иллюстрировали эффективность инновационных технологий в сфере профилактики аддикций и утверждении трезвости среди детей и молодёжи.
Началом торжественного открытия конференции стала церемония награждения лучших кураторов проектов «ЮниПро.ру», «Идеальный выпускной», Фестиваль добровольческих инициатив «За жизнь! За трезвую Сибирь!». Благодарственные письма от Департамента общественных отношений, Департамента по образованию и фирменные подарки  педагогам вручали Владислав Юрьев – председатель ОРОО «Трезвый Омск», советник губернатора Омской области, председатель общественного совета Управления Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков Омской области, Дмитрий  Перминов, Герой Российской Федерации, Алексей Тищенко, двукратный олимпийский чемпион, член Общественной палаты Российской Федерации.
В официальной части мероприятия приняли участие Д.В.Савченко, кандидат психологических наук, доцент Российского государственного социального университета  (г. Москва), Н.В.Мацуй, кандидат педагогических наук, декан факультета практической психологии, проректор по дистанционному обучению, Институт психологии и педагогики (г. Москва), Т.В.Коваль, кандидат психологических наук, Московского государственного психолого-педагогического университета (г. Москва).
«Доклады, мастер-классы, анализ региональной ситуации – нешаблонный подход московских учёных позволяет в очередной раз провести рефлексию собственных стратегий, — рассказали в ОРОО «Трезвый Омск». — Ведь осознавая то, что современная ситуация по формированию зависимостей развивается стремительно, мы, таким образом, все оказываемся, вольно или невольно, в зоне риска. А это значит, что формы и методики,  применяемые в сфере профилактики, устаревают, становятся неэффективными через 2-3 года. Подтверждением этой тенденции является отчётность госструктур по количеству проведённых мероприятий в сфере профилактики, объёму финансов затраченных на это направление с одной стороны, и динамике роста аддиктов и снижение их возраста (с 4 лет в Омской области дети получают опыт употребления алкоголя — исследования ОРОО «Трезвый Омск»),  с другой стороны».
«Несомненно, подобные мероприятия важны, т.к. они  позволяют понять и оценить всю неоднородность и противоречивость процессов в сфере профилактики аддикций, которые определяются в нашей области, — рассказывает сопредседатель ОРОО «Трезвый Омск»  Наталья Неделько. — Считаем, что постановка исследовательских задач и разработка научных профилактических программ, подготовка и переподготовка кадров, а также обязательный мониторинг профилактического пространства,  позволит субъектам профилактики видеть эффективность  и KPI собственной деятельности, что в с вою очередь, непременно, приведёт к пополнению рядов  осознанных трезвенников  – людей свободных от зависимостей».
Она считает важным «сдвинуть парадигмы в понимании всей серьёзности  ситуации в сфере  профилактики». «Легкомысленное, формальное отношение большинства педагогов меня больше не удивляет, так как эта конференция стала показателем насколько в области, вообще, уделяется внимание построению серьёзной профилактической системе, — отметила Наталья Неделько. — Элементарно. В структуре Облправительства, Министерства образования  не  нашли счесть  возможным  выступить с приветственным словом к участникам конференции. Причина, как  мне говорят в таком случае,  сводится  к одной фразе: «Я не в теме». Немного поприсутствовав, во время пленарной части,  покинула зал  специалист Министерства образования и как по сигналу стали выходить один за одним представители районных комитетов по образованию. К концу мероприятия в зале присутствовало чуть более 40 человек. Отрадно, что из них  36 педагогов,всё таки,   готовы к серьёзной работе с детьми и молодёжью на снижение зависимого поведения. И постольку,  поскольку специалист Любинского комитета по образованию, активно принимал участие в работе всей конференции, есть надежда на  серьёзную и  качественную работу в общеобразовательных учреждениях Любинского района».
«Теперь переведём всё в цифры: около 200 тыс. только школьников в Омской области,  более 100 тыс. студентов  и 36 педагогов. Вычисляем количество тех, кому уже необходима медико-педагогическая помощь в освобождении от зависимости (36,8 %  аддиктов в возрасте 15-17 лет — исследования МГУ им.Ломоносова) Итого: всего 8333 детей, молодых людей на 1 педагога замотивированного работать на  снижение аддикций и из них 3067 детей, которым необходимо срочное медицинское обследование. Я не  говорю здесь о профессиональных компетенциях, потому что это единичные случаи, когда педагог осознает, чем ЗОЖ отличается от утверждения трезвости. И когда знает и  понимает, что объектом профилактики является внутренний мир, внутренний ресурс личности – душа.  И именно это и диктует совершенно различные методологические подходы в работе, в планировании и измерении результатов», — сказала она.
Наталья Неделько подчеркнула, что УФСКН, «Наркодиспансер», УМВД работают профессионалы. «Но они работают ведь по факту, тогда когда ребёнок, молодой человек получили опыт употребления наркотиков (алкоголь, табак, наркотики), — посетовала она. — В работе  нашей организации приоритетным становится профилактическая деятельность,  которая в первую очередь должна быть направлена на ребенка, подростка, родителя или педагога, чьи жизнь и деятельность строятся еще в отсутствие проявлений зависимого поведения. В этом заключается суть метода превентивного обучения.  В этом случае внимание фокусируется на ценностях и смыслах жизни человека, на трезвости – как современном  образе жизни, а не  на наркотике. Хотя профилактику мы не планируем исключать из своей работы, но она становится – не ключевой».
«Чем порадовали итоги ваших реализованных проектов? На самом деле, радоваться есть чему, — отметила Наталья Неделько. — Ну, в первую очередь тому, что складываются неформальные отношения нашей организации с учебными заведениями. Конечно, это случается тогда, когда такие ценности как трезвость, дети, молодёжь, будущее нашей страны – у нас совпадают. Мы смогли обобщить опыт реализации наших Проектов, которые рекомендовано продолжить и в следующем учебном году. Приведу несколько тезисов из доклада В.В.Ильченко, директора  школы №67, участника Проекта «Идеальный выпускной»:
 «1. Каждый участник проекта отмечает свои собственные качественные изменения: опыт участия в социально значимом деле, уверенность в общении в разных ситуациях с разными людьми, повышение самооценки, утверждение в правильности профессионального выбора (будущие учителя, работники культуры, менеджеры). Еще ребята говорят о том, что они в ходе проекта поняли:  каждый может изменить мир,  начав с себя. И конечно, отпала необходимость в специальной разъяснительной работе по поводу «трезвых праздников», в том числе «Последний звонок» и «Выпускной вечер».
 
2. Нынешний 11 класс в нашей школе особенный. На протяжении всех лет он пополнялся новыми учениками, и мы видели, как все эти разные дети быстро адаптировались в нашем коллективе. Класс принимал, «переваривал» новеньких и каждый раз проявлял ту самую толерантность, над которой так часто приходится работать педагогам. Понятно, что у этого процесса была и оборотная сторона: коллектив все время формировался, и нам казалось, что этот процесс не завершится. Нужен был дополнительный  импульс, и участие в проекте его обеспечило.
 
3. Есть еще один пласт результатов проекта, я бы назвала его «общественным». Когда закончился очередной этап проекта, были проведены положенные 10 классных часов, классный руководитель 8го класса узнала, что некоторые ее ученики употребляют слабоалкогольные напитки. Этот зрелый, талантливый, самодостаточный педагог, в арсенале которого много способов работы над проблемой (Что она не смогла бы подготовить хороший классный час?), выбрала другой путь. Она обратилась к участникам проекта, и ребята еще две недели работали только в этом классе. Мы расцениваем этот факт как общественное признание ценности проекта и ждем отсроченных результатов.
 
4. Нельзя забыть и еще один результат: школа № 67 приобрела нового социального партнера — региональную общественную организацию «Трезвый Омск»».
1