Фильм «Выживший» называют одним из самых многострадальных голливудских проектов начала века. Экранизация романа Майкла Панке об одиноком охотнике была задумана еще в 2001 году. В силу разных причин производство картины затягивалось более 10 лет. Даже когда в 2011 году к фильму были прикреплены Алехандро Гонсалес Иньярриту, Леонардо ДиКаприо и Шон Пенн, из-за недостаточного финансирования, съемки фильма продолжали откладываться.

В итоге, получившаяся картина впечатляет целой палитрой философии и глубины, а также удивительной красотой съемки оператора Эммануэль Любецки,  в фильме сама природа повествует очень многое, как это было в Сталкере.

И так, первооткрыватели Америки, так называемые, носители мировой цивилизации, показаны в фильме чуть ли не отъявленными варварами, вторгшимися в чужой мир, который впоследствии и уничтожат. Ни для кого не секрет чудовищные цифры поголовно вырезанных индейских этносов, и, как дань традиции своим предкам, беспринципные совершения локальных апокалипсисов на чужой земле и в наше время. Перед нами практически немое кино, но брошенная, одним из героев первооткрывателей, ироничная реплика о том, как его отец охотник обрел бога в лесу и, по его словам, пристрелил его, говорит, что на место богов пионеры Америки уже согласны поставить себя. Поразительно то, что, изначально задуманный как вестерн, фильм делает попытку переосмысления сложившихся западных стереотипов: что же значит цивилизация, культура, что из себя представляет человек. Главный герой, которого не сыграл, а по-настоящему прожил Леонардо ДиКаприо, находится на стыке двух миров — свой среди чужих, чужой среди своих. Трагичная предыстория о том как он из захватчика превратился в аборигена показана в серии коротких флешбэков из его тревожных снов. Освободившись от этнических и цивилизационных оболочек, он свободно действует по закону совести, объективно определяя и наказывая зло. Поразительная сцена у разрушенной церкви с русской росписью, на которую режиссёра вдохновил фильм «Андрей Рублев» А.А. Тарковского, своего рода символ опустошённого протестантизмом христианства. Удалив дух подвижничества, лютеране по сути выхолащивали из западного человека христианина, оставив от него полуразрушенный остов. Здесь мы вспоминаем метаисторический сюжет книги Бытия, повествование о большой вавилонской стройке.

Некто «они», говорит Писание, какие-то люди, до того далеко зашедшие от горы Арарат на Восток, в местность долины Синаар, нашли себе землю и поселились на ней. Эти эмигранты тоже стали богоборцами не сразу,  вначале был энтузиазм.

Надо знать, что это были за люди? С каким прошлым? Откуда пришли? Пионеры Вавилона были причастны религиозному энтузиазму. Нет с ними священника, нет над ними царя, и уже в этой их стройки нет с ними Бога.

Но они принесли с собой сильный корпоративный дух, перенаправив неудовлетворенную духовную энергию на коллективный энтузиазм грандиозной постройки нового мира, царства небесного на земле.

В настоящей же картине на фоне тех же апостасийных событий показан отдельный человек, герой, вожделенный нитцшевский сверхчеловек, создать, которого философ и пытался в пику формальному, западному христианству без героизма. По своему ремеслу он следопыт по диким лесам девственной Америки, спасительный проводник, что является прямым христианским символом священства.  Это также  придает герою образ Адама, пытающегося вновь приручить, озлобившуюся когда-то на него природу, но все же жалеющую своего падшего хозяина, что видно даже в сцене, где ДиКаприо драл медведь. Вся съемка посвящена испытаниям этого героя одиночки.

Потрясающим скрытым символом его одиночества является сошедшая, практически на него, огромная снежная лавина. Процесс запущен, один человек, даже герой, уже не остановит этот маховик. Чему подтверждение —  сон с огромной горой черепов бизонов, как символ уничтожения коренных культур Америки и шире — гибели природы под давлением человека.  Отдельно главному герою противопоставлен персонаж, которого сыграл Том Харди.  Ради личного богатства он готов перешагнуть через кого угодно,  готов убить, предать — это химически чистый представитель безбожного общества, без каких либо, даже формальных, “примесей” нравственности, и получается, что именно такой человек наиболее подготовлен не только к закладке,  но и к существованию в мире без божественных нравственных законов.

Не знаю, есть ли в сюжете фильма надежда. Надежда сталкера Тарковского была в том, что он давал ее другим, и поэтому для него самого все было наполнено смыслом. Но, невзирая на сюжетную линию фильма “Выживший”, лежащую на поверхности, посмотрев эту историю, обретаешь необъяснимую энергию жить, творить, действовать даже в условиях когда, как будто, погибающей мир несется со скоростью снежной лавины в пропасть, но твоя душа стоит на Камне, отверженном строителями нового мира на песке.

Чтец Анатолий Вельмякин