В начале 2016 года вышла в свет новая книга доцента Казанской православной духовной семинарии Анатолия Михайловича Елдашева «Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае«.
Вашему вниманию представлено третье исправленное и дополненное издание о пребывании преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Казанском крае. Предыдущие увидели свет в 2010 и 2014 годах. Настоящая книга осуществляется благодаря издательской деятельности Татарстанского регионального отделения (в гор. Набережные Челны) ИППО (председатель настоятель церкви свв. бесср. Космы и Дамиана (гор. Набережные Челны, пос. Орловка) протоиерей отец Олег (Богданов).
Книга выходит в свет в рамках авторского исследования по пребыванию высоких духовных лиц в Казанском крае. Автор считает, что эта тема еще далеко не разработана.
В своём большинстве читатель, конечно, знаком с тем, что Казань посещали представители царствующего Дома Романовых начиная с Петра Великого и до Александра III, а также Великие князья.
Но ведь в Казанском крае неоднократно были архимандрит, будущий Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) (1892), святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, Апостол Сибири (1868), святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, Апостол Алтая (1868 – 1869), святитель Николай Японский (Касаткин), равноапостольный (1871, 1880), митрополит Сербский Михаил (Милос Йованович) (1887), святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский (1894, 1897, 1902, 1908), преподобномученица, Великая княгиня Елисавета Феодоровна (1910, 1913 – 1915), Обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев (1885, 1890), Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский (1893), будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) (1902).
Но, несомненно, особняком среди них стоит Святая Великомученица Елисавета Феодоровна.
Посещения Высоких Духовных лиц Казанского края оставили глубокий след в душах наших земляков, и свет их духовных деяний пробил толщу безбожного ушедшего времени и наших суетных дней.
Поэтому нам дорога память о них и автор стремится протянуть эту связующую нить в сегодняшнее время. Автор хочет, чтобы современники окунулись в высокую духовную атмосферу, связанную с их приездами, прочувствовали пульс ушедшего времени, прониклись уважением к подвижническим деяниям своих великих предков.
Во все времена на Руси особой гордостью Царствующего Дома было прославление святых подвижников веры. Эта традиция с особой убедительностью проявила себя в последние годы Российской Империи. В поисках духовной опоры пред грядущей бедой подвижники духа обращались к поддержке святых. Тридцать лет Великая княгиня Елисавета Феодоровна активно участвовала в поездках, связанных с канонизацией святых, путешествиях обетного характера, в паломничестве в царские и ставропигиальные монастыри.
Она неоднократно посещала и наш город. В 1910 — 1913 г. она приняла активное участие в строительстве и освящении храма- часовни на месте обретения чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери, посетила Императорскую Казанскую Духовную академию, была удостоена звания почетного профессора академии, побывала в Кизическом Свято-Введенском мужском монастыре и Свияжских Свято-Успенском мужском и Иоанно-Предтеченском женском монастырях. В июле 1914 г. по пути следования к святым мощам Праведного Симеона Верхотурского (Екатеринбургская епархия) она вместе с сестрой Викторией, принцессой Баттенбергской и племянницей принцессой Луизой посетила Раифскую пустынь. С инокиней Варварой в сентябре 1915 г. прибыла в Казань для погребения своего духовного отца схимоархимандрита Гавриила Седмиозерного.
В этом исследовании автор отдельно выделил описание уникальных фотографий 1905 года, которые Великая княгиня подарила, находившемуся на излечении нашему земляку, участнику русско-японской войны Михаилу Волкову.
Думаем, заинтересует внимание читателей и ее плавание по Волге и Каме в границах бывшей Казанской губернии, где автор утверждает, что Великая княгиня останавливалась в июле 1914 года в Казани.
Анализируя воспоминания очевидцев, архивные документы, современные исследования, можно по праву говорить об общерусском значении паломнических путешествий Елисаветы Феодоровны, поскольку православный российский народ уже тогда почитал её как человека святой жизни. Каждому были очевидны добродетели Царственной паломницы: щедрость милостыни, беспредельное милосердие к больным и убогим, целомудренное немногословие, духовный такт, неутомимое молитвенное служение.