По благословению Ректора Казанской духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева) мне и ещё четырём семинаристам выпала честь съездить на празднование 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского. Возглавил поездку проректор по воспитательной работе иерей Александр Тагоченков.

1В первый день поездки мы сразу с вокзала отправились в Богоявленский собор приложиться к образу Казанской иконы Божией Матери. В соборе нас встретил протоиерей Зотик Якимчук и познакомил нас со святынями Богоявленского кафедрального собора. По благословению отца Зотика мы имели возможность приложиться к мощам святителя Алексия, митрополита Московского. С особым чувством мы пропели «Вечную память» у гробниц Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия и Алексия II.

В тот же день мы посетили Издательский Совет Русской Православной Церкви, где нас радушно встретили и накормили обедом. Мы посетили домовый храм Издательского Совета который был освящен в 1981 году Святейшим патриархом Пименом в честь преподобного Иосифа Волоцкого. Также мы посетили книжный магазин Издательства Московской Патриархии, где был представлен большой ассортимент православной литературы.

Следующим пунктом нашей поездки стал Новодевичий женский монастырь, где по Промыслу Божию мы встретили митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и игумению обители Маргариту (Феоктистову), которая организовала нам экскурсию по Новодевичьему монастырю. Монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием III в честь взятия Смоленска. Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь.2

После экскурсии по монастырю мы отправились на теплоходе по Москве-реке к Новоспасскому монастырю. Отец Александр заранее договорился о нашем прибытии и ужине. В монастыре мы посетили Преображенский собор и помолились у чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица». Храм является усыпальницей рода Романовых, в нем насчитывается около 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников.

На ночлег мы отправились в Перервинскую духовную семинарию. Хочу отметить, что семинария расположена на закрытой территории монастыря, где очень уютно находиться в вечернее время. Нас разместили в келье со всеми удобствами, где можно было отдохнуть после столь насыщенного дня.

На второй день мы проснулись рано утром, чтобы посетить Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Нам удалось побывать в алтаре собора, приложиться к мощам святителя Петра (который в 1325 году по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву), святителя Феогноста (преемника святителя Петра) и к открытым мощам святителя Филиппа, чья память совершалась в этот день. С особым благоговением мы приложились к раке с мощами нашего святого земляка – священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси. После Успенского собора мы посетили Архангельский и Благовещенский соборы Кремля, в которые было очень трудно войти из за огромного числа туристов.

3Затем мы отправились в Донской мужской монастырь, где посетили келью Святейшего патриарха Тихона, в которой он находился под домашним арестом более года. (Святителю было запрещено посещать монастырские храмы, принимать посетителей, выходить из комнат. Лишь раз в сутки заключенного выводили на прогулку на площадку в крепостной стене, откуда он благословлял приезжавших к нему отовсюду богомольцев.)

После обеда в монастыре мы отправились в Троице-Сергиеву Лавру. По прибытии мы приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского и разместились на ночлег. В третий день нашей поездки мы совершили прогулку по Троице-Сергиевой Лавре. Посетили книжный магазин, встретили нашего преподавателя Нового Завета протоирея Павла Павлова, побывали на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В Лавре мне лично удалось пообщаться со студентами Московской духовной семинарии, которые рассказали в подробностях каковы жизнь и учеба в стенах Лавры. Вечером на соборной площади Лавры мы присутствовали на Всенощном бдении. Ночью на той же самой площади мы приобщились Святых Христовых Таинств. Я впервые побывал на ночной Литургии под открытым небом.4

Немного отдохнув, мы посетили Божественную Литургию, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По окончании литургии мы встретили Митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия и, взяв у него благословение, пошли на концерт, на котором с речью выступили Президент РФ В.В Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После концерта вечером мы отправились на прогулку по Лавре. На прогулке мы встретили Константина Ефимовича Скурата – заслуженного профессора МДА. К.Е Скурат был иподьяконом еще у Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Профессор преподаёт в Московской духовной академии с 1955 года (уже 59 лет). Затем отец Александр проводил нас в «чертоги», чтобы мы увидели, как живут студенты Московской духовной семинарии. По сравнению с их кельей на 100 человек, моя келья в Казанской духовной семинарии на 4 человек со всеми удобствами показалась мне «царским дворцом». Также мы встретили викария Сурожской епархии архиепископа Керченского Анатолия. Меня очень удивила простота и кротость владыки, который, несмотря на столь преклонный возраст, служит без помощи иподьяконов. Мы решили сделать совместную фотографию вместе с владыкой и ректором Якутской духовной семинарии иеромонахом Иларионом (Варежкиным) – бывшим сокурсником нашего проректора по воспитательной работе о. Александра. После этого мы продолжили прогулку по Лавре и посетили Пафнутьев сад. Так закончился четвёртый день нашей поездки.

5На следующий день наша группа проснулась очень рано, чтобы успеть посетить Гефсиманский Черниговский скит, так как это был последний день нашей поездки. В скиту мы приложились к святым мощам прп. Варнавы Гефсиманского и посетили пещерный храм и подземные кельи. По возвращении в Лавру мы позавтракали и начали потихоньку собираться в Москву. В столице мы посетили Храм Христа Спасителя и Красную площадь, где зашли в собор в честь Казанской иконы Божией Матери и Иверскую часовню у Воскресенских ворот.

Наступил вечер… Вот и подошла к концу наша поездка, настало время ехать на вокзал, на обратный поезд.

Хочу от всего сердца выразить благодарность всем, кто посодействовал этой поездке. Я получил огромную пользу и благодать. Побывав в таких местах, как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, приложившись к таким святыням, как мощи Преподобного Сергия Радонежского, мне не хотелось их покидать. После такой поездки невольно появляются мысли о поступлении в будущем в Московскую духовную академию.